Фотопортрет. Беликов Дмитрий Никанорович, профессор богословия. 1910 год

Беликов Дмитрий Никанорович

Профессор по кафедре богословия Томского университета 

Томск, 1910 г.

Фото из альбома "Императорский Томский Университет 1888 - 1910"

Местонахождение подлинника: ТОКМ

 

Беликов Дмитрий Никанорович
Годы жизни: 19.10.1852-10.08.1932
Профессор по кафедре богословия Томского университета (22.10.1889-конец 1907)
Настоятель Богородице-Казанской университетской церкви
Благочинный домовых церквей при учебных заведениях Томска (1891-1907[?])
Впоследствии епископ Омский, архиепископ (1920-1922)
Архиепископ Томский (1926)
Митрополит Сибирский (григорианская ориентация; 9.06.1928-10.10.1932)
Димитрий, архиепископ Томский // Исаков С.А., Дмитриенко Н.М. Томские архиереи: Биографический словарь. 1834-2002. Томск, 2002. С. 72-77
Димитрий, архиепископ Томский, в 1923-1928 гг., митрополит Сибирский григорианской ориентации, (с 9 июня 1928 г. по 10 августа 1932 г.)
"Преосвященный Димитрий, в миру Дмитрий Никанорович Беликов, родился 19 октября 1852 г. в Симбирской губернии в семье священника. Окончил Симбирскую духовную семинарию, в 1874-1878 гг. учился в Казанской духовной академии, которую окончил по церковно-историческому отделению со степенью кандидата. В ноябре 1878 г. публично защитил сочинение и был допущен к чтению лекций по общей гражданской истории (древней) в звании приват-доцента Казанской духовной академии. В октябре 1882 г. архиепископом Казанским Высокопреосвященным Палладием Д. был рукоположен во священники Покровской церкви в Казани с оставлением за ним должности приват-доцента.
В 1887 г. он представил к защите магистерскую диссертацию «Христианство у готов» в совет Казанской духовной академии, а в марте 1888 г. Святейший синод утвердил его в степени магистра богословия. В декабре 1888 г. Д. был утвержден в звании доцента по кафедре общей гражданской истории (древней) Казанской духовной академии.
22 октября 1889 г. Д. был назначен на должность профессора богословия Императорского Томского университета. В Томск прибыл весной 1890 г. и заведовал кафедрой богословия до 1904 г. Читал студентам младших курсов православного вероисповедания медицинского, а затем и юридического факультетов Томского университета обязательный курс богословия. В августе 1900 г. получил назначение Министерства народного просвещения на должность преподавателя богословия в Томском технологическом институте.
Одновременно с преподаванием с октября 1890 г. Д. состоял настоятелем университетской Казанской церкви. С декабря 1891 г. был благочинным домовых при учебных заведениях церквей в Томске, служил цензором катехизических поучений, составляемых священниками Томской епархии. В мае 1895 г. был возведен в сан протоиерея.
В 1902 г. Д. представил в Совет Казанской духовной академии диссертацию «Томский раскол (исторический очерк от 1834 по 1880-е годы)», после защиты которой был утвержден в степени доктора церковной истории. В феврале 1904 г. он был удостоен звания заслуженного профессора, в марте того же года, за выслугой лет, ему была назначена-пенсия, он был выведен из штата университета с сохранением звания профессора и учебных поручений по кафедре. С 1902 г. с открытием в Томске общеобразовательных вечерних i курсов для взрослых вел там занятия (на общественных началах).
Д. заведовал археологическим и этнографическим музеем университета, составил опись нумизматических коллекций позднейшего поступления и завел инвентарную книгу для вновь поступавших в музей предметов. Он известен 1 научными трудами по истории Сибири. В книге «Первые русские крестьяне- насельники Томского края и разные особенности в условиях их жизни и быта: общий очерк за XVII и XVIII столетия» (Томск, 1898) он внес существенные уточнения в картину заселения и хозяйственного освоения края, описал бытовую сторону жизни первых русских обитателей Сибири. В работах «Старинный Свято-Троицкий собор в’г.Томске» (Томск, 1900), «Томские духовные начальники (заказчики). Исторический очерк для 300-летнего юбилея г. Томска» (Томск, 1906) дал представление о церковно-религиозной жизни Томска и Томского края, описал создание первых томских храмов. Он иссле-довал историю томских монастырей («Старинные монастыри Томского края». Томск, 1898), историю сибирского раскола.
В 1904 г. Императорский Томский университет присудил ему премию имени А.М.Сибирякова, присваиваемую за научные труды по истории Сибири.
Д. принимал участие в общественно-политической жизни Томска. В декабре 1905 г. на учредительном собрании Томского отдела «Союза 17 октября» он был избран в бюро отдела.
В 1906 г. духовенство Томской епархии избрало его членом Государственного совета, и в августе того же года он уехал из Томска в Петербург.
В 1908 г. был назначен председателем Учебного комитета при Святейшем синоде, а также настоятелем синодальной Святых семи вселенских соборнрй церкви в Петербурге. Возведен в сан митрофорного протоиерея.
В 1920 г. Д. переехал в Омск, где был хиротонисан во епископа Омского, позже был удостоен сана архиепископа. Осенью 1922 г. оказавшиеся у власти обновленцы уволили его на покой, вскоре он перебрался в д. Петухово Томского уезда (по некоторым данным он был выслан туда властями) и служил в местной приходской церкви.
В 1923 г. Д. был приглашен прихожанами для служения в Сретенской церкви в Томске и, по свидетельству томской старожилки В.В.Киселевой, был назначен томским архиереем в сане архиепископа. При сосуществовании двух направлений церковной жизни в Томске - обновленческого и староканонического (тихоновского) - было отмечено тяготение большой части верующих к последнему, возглавляемому Д. 14 августа 1924 г. состоялось собрание верующих, сторонников Д., участники которого приняли решение объявить Троицкий собор автокефальным, т.е. совершенно самостоятельным, не подчиняющимся никакому вышестоящему учреждению, и избрать Д. настоятелем этого собора. 6 февраля 1926 г. Д. был подвергнут аресту, но 23 февраля выпущен на свободу «без всяких последствий».
В первых числах марта 1927 г. в Томске работал епархиальный съезд, в котором участвовало 33 священника и 30 мирян, избравших почетным председателем Д. В сложившейся обстановке, когда связь епархии с высшей церковной властью была прервана, в церковном управлении наблюдались противоречия, съезд принял решение о создании автокефального епархиального церковного совета староправославной канонической ориентации, деятельность которого распространялась на всю бывшую Томскую губернию. Д. сказал по этому поводу на съезде: «Принципиально я не могу вопреки своим убеждениям и по внушениям своего архипастырского долга отказываться от повиновения церковной власти, канонически правильной и твердо установленной по согласию всей поместной Церкви и с авторитетным оповещением от ее лица. Но прихожу к решению о необходимости временной относительной самостоятельности ввиду переживаемого замешательства в церковной жизни... До времени полного уяснения по делу об установлении высшей церковной власти в Русской православной церкви я, по обстоятельствам, должен руководить церковной жизнью в епархии самостоятельно».
По окончании съезда Д. подготовил обращение к верующим, которое было распространено в Томской епархии. Он писал: «Трудно пастырское служение по долгу и совести, трудно оно всегда. Но в нынешнее время оно есть подвиг, подвиг крестоношения, связанный с лишениями, оскорблениями и многими другими скорбями. Но раз мы взяли на себя это иго, понесем его терпеливо, великодушно, честно и благочестно пред лицом взирающего на нас верховного пастыреначальника... При всей гражданской лояльности не за страх, а за совесть будем зорко наблюдать за собою, чтобы никогда, нигде не выходить из пределов установленной законности, чем поднимем себя в глазах гражданской власти». Он призвал мирян позаботиться о клире, чтобы священники не согнулись под бременем жизненных тягот.
Будучи архиепископом Томским староканонического толка, Д. стал поддерживать позицию епископа Григория (Яцковского), и 9 июня 1928 г. на съезде духовенства григорианской ориентации, 23 делегата которого представляли все сибирские епархии, был избран митрополитом Сибирским.
После того, как в 1930 г. был закрыт для богослужения Троицкий собор, Д. служил в Благовещенском соборе, где размещалась архиерейская кафедра григорианцев. На архиерейские богослужения Д. приходило много прихожан. Находясь в преклонном возрасте, Д. не имел уже сильного голоса, речь его не отличалась хорошей дикцией, однако он был по-прежнему красноречив, проповеди его были полны глубоким духовным смыслом. Чтобы услышать его негромкую, но очень содержательную и умную речь люди в храме подходили к самому амвону, ловили каждое его слово. Жил Д. на улице Черепичной, 51.
10 августа 1932 г.
Д. скончался от паралича сердца, похороны его состоялись 15 августа в ограде Благовещенского собора, у правого придела храма. Хоронили со всеми почестями, в парадном облачении. Во время отпевания Благовещенский собор был настолько полон желавшими проститься с Д., что пар от их дыхания оседал на стены и превращался в воду. Верующим казалось, что стены храма плакали.
В 1934 г., когда стало ясно, что Благовещенский собор будет снесен, прах Д. по разрешению властей был перенесен на Преображенское кладбище. При закрытии и ликвидации этого кладбища усердием православных томичей, чтивших память о Д., его прах вновь был перезахоронен на Южном кладбище, где покоится и ныне. Почитавшие митрополита Д. ежегодно 10 августа приходили на его могилу и, держа в руках зажженные свечи, пели молитвы.
Д. был женат на Надежде Степановне, урожденной Адоратской, умершей в 1903 г. (брат ее, Преосвященный Николай, был в конце XIX в. епископом Оренбургским и Уральским). Имел двух сыновей Бориса и Глеба и двух дочерей - Нину и Екатерину. Известно, по рассказам старожилов, что Екатерина последние годы жизни провела в Томске, здесь скончалась в 1943 г. и была похоронена на Южном кладбище, могила ее расположена рядом с отцовской".

Источник: Исаков С.А., Дмитриенко Н.М. Томские архиереи: Биографический словарь. 1834-2002. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2002. С. 72-77