Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня (Нарым, 1823)*

Наименование каноническое
Во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память чудесного Воздвижения Честного Животворящего Креста Его
Наименование обиходное
Новый нарымский собор, Крестовоздвиженский
Тип храма
Собор
Расположение
г. Нарым Томской губернии (ныне с. Нарым Парабельского района Томской обл.), ул. Крестовоздвиженская. От Томска 474 версты
Время постройки
1823 год
Приделы
Три престола
Наименование приделов
В честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца
Материал постройки
Камень (кирпич)
Внешнее описание

Кирпичное здание церкви имеет традиционную объемно-планировочную структуру. Центральный объем перекрыт сводом. Над западным входом расположена восьмигранная колокольня, покрытая шатровой крышей и завершенная шпилем.

Архитектурный стиль
Классицизм
Справочные сведения

Церковь была построена на средства прихожан и купца Алексея Семеновича Родюкова в 1817-1827 году.

Состав прихода: г. Нарым, деревни Кузьмина в 2 в., Луговская – 4 в., Калинакская – 7 в., Алатаевская – 13 в., Городищенская – 7 в., Ново-Крещенова – 15 в., Илина – 30 в.; юрты Ласкины – 26 в., Чиряевы – 15 в., Пыжины – 23 в., Тюктеревы [Тюхтеревы],– 13 в.

Прихожан об. п. – 3381 душа (1914 г.).

Приписные церкви две в г. Нарыме: 1) каменная двухпрестольная во имя Покрова Пресвятые Богородицы и во имя Святителя Василия Великого, построенная в 1788 г., закрыта по распор. Епархиального начальства в 1883 г.; 2) кладбищенская, деревянная однопрестольная, во имя Св. Первоперховных Апостолов Петра и Павла, заново перестроена в 1893 г.

К церкви приписан также молитвенный дом в дер. Алатаевой (построен в 1902 г.).

В г. Нарыме существует женская церковно-приходская школа (с 1894 г.); в д. Алатаевой (с 1896 г.) и Ильиной – церковно-приходские школы; в д. Городищенской (с 1896 г.), в д. Луговской (с 1898 г.), Ильиной (с 1896 г.) – церковные школы грамоты; церковь-школа в дер. Илиной (с 1905 г.). В приходе имелось церковно-приходское попечительство с 1896 г.

 

Литература
Справочная книга по Томской епархии. Томск, 1914.
Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа // URL: http://providenie.narod.ru/0001070.html
Список служителей церкви в Крестовоздвиженском соборе г. Нарыма
Священники:
1778 Михаил Петрович Смольников
1788 – 1810 Николай Иванович Кайдалов
1788 – 1797 Михаил Петрович Смольников
1796 –1797 Иван Петрович Фирсов
1807 – 1810 Иоанн Никифорович Кайдалов
1814 – 1816 Стефан Андреевич Кинёв
1799 – 1807 Иоанн Никифорович Кайдалов
1810 – 1835 Иоанн Никифорович Кайдалов
1832 –1878 прот. Иоанн Яковлевич Кайдалов
1834 – 1856 Василий Васильевич Тверетин
1842 – 1855 прот. Яков Яковлевич Кайдалов
1842 Илья Семенович Вышегородский
1842 Евгений Иванович Баранов
1843 Прокопий Васильевич Тверетин
1857 Федор Васильевич Тверетин
1860 – 1867 прот. Николай Антонович Васильев
1868 – 1869 прот. Владимир Мухин
Причт:
1815 –1818 пон. Иоанн Стефанович Ко-ченгин
1818 – 1828 пон. Петр Гаврилович Тверетин
1806 – 1839 дьяч. Алексей Семенович Бардаков
1832 пон. Иаков Александрович Кайдалов
1833 – 1844 пон. Киприян Павлович Агеев
1835 – 1839 диак. Алексей Федорович Завадовский
1838 –1847 дьяч. Илья Дмитриевич Попов
1844 – 1849 пон. Иоанн Александрович Кайдалов
1846 – 1852 дьяч. Василий Антонович Завадовский
1852 пон. Семен Петрович Тверетин
1855 – 1856 дьяч. Иван Андреевич Кисилев
1856 – 1857 диак. Василий Яковлевич Чефранов
1856 – 1868 пон. Михаил Васильевич Тверетин
1872 –1873 Николай Антонович Зава-довский
1875 –1881 Павел Семенович Дьяконов
1872 Илья Семенович Вышегородский
1872 – 1873 Евгений Иванович Баранов (с 1871-1875 года)
1873 – 1890 Василий Федорович Большенин
1881 Павел Диаконов
1881 – 1882 Анемподист Петрович Станков
1884 – 1893 Иаков Стефанович Ерлексов
1882 – 1884 Иоанн Нешумов
1889 – 1890 Николай Евфимович Арнольдов
1890 Василий Иоакимович Данилов
1892 запр. св. Алексей Димитриевич Стеклов
1893 – 1895 Евгений Петрович Быстров
1893 – 1903 Павел Иванович Орнатов
1894 Николай Ерлексов
1894 – 1894 Федор Ершев
1894 – 1913 Николай Николаевич Никольский
1896 –1898 Константин Космич Волков
1899 Михаил Пузаков
1900 запр. св. Василий Лавровский
1900 запр, св. Георгий Попов
1903 – 1905 Александр Данилович Моцартов
1905 –1905 Михаил Петрович Миртов
1906 Павел Никитович Сорокин
1907 – 1908 Михаил Петрович Овсянников
1908 Александр Спиридонович Бетин
1908 Евгений Воронов
1909 – 1913 Петр Васильевич Магницкий
1915 Александр Петрович Введенский
1915 – 1915 Константин Михайлович Верещагин
1916 Григорий Хонин
1917 Н. Семенов
1917 Алексей Краснопевцев
1917 Виктор Покровский
1919 Кондрат Бойко-Лапий
1919 – 1927 Лев Филиппович Накоряков
1924 прот. В. Попов
1930 Иоанн Алексеевич Котов
1931 Стефан Васильевич Аристов
1860 – 1869 диак. Иоанн Иоаннович Нешумов
1861 пон. Павел Романович Архангельский
1861 – 1866 дьяч. Николай Васильевич Торопов
1867 – 1870 дьяч. Анемподист Петрович Двинянинов
1870 диак. Константин Кисилев
1870 –1881 запр. диак. Александр Зорин
1875 – 1881 пс. Иван Александрович Чистосердов
1881 пс. Василий Большанин
1881 – 1884 пс. Иаков Стефанович Ерлексов
1884 прич. Иван Мазуров
1885 – 1889 диак. Димитрий Дометье-вич Воскресенский
1887 –1888 Федор Ксенофонтович Виноградов
1889 пс. Николай Арнольд
1891 – 1892 диак. Алексей Никифорович Никольский
1891 пс. Андрей Яковлев
1890 – 1904 Василий Иоакимович Данилов
1893 –1895 диак. Илья Матвеевич Меньшиков
1896 диак. Василий Иванович Ганимедов
1899 прич. Константин Волков
1898 – 1899 пс. Аким Яковлев
1899 – 1899 прич. Степан Афанасьев
1899 прич. Иван Свинцов
1899 прич. Павел Орнатов
1903 – 1904 пс. (запр. диак.) Маркиан Давидович Андреев
1904 –1908 пс. Яков Яковлевич Сырачев
1908 – 1912 он же диакон
1906 – 1907 диак. Иоанн Иоаннович Волк
1909 пс. Елисей Афанасьевич Алексеев
1910 – 1914 Иван Кузьмич Коростин
1913 – 1915 пс. Василий Иванович Широкоштанов

Из кн.: Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа // URL: http://providenie.narod.ru/0001070.html
Воспоминания старожила о разрушении Крестовоздвиженского собора
"Нарымскую церковь и мне пришлось ломать. В 1936 г. мы перебрались из Новосельцева в Талиновку, это примерно километров семь от Нарыма. В Нарым-то мы с отцом и ходили каждодневно работать на шпалозавод. А весной 1941 г. власти решили строить за Полоем школу.
Церковь, стоявшая на берегу слева от пристани, к той поре была уже закрыта, и кирпич для школьного фундамента приказано было брать из церковной кладки. Мы разобрали ломами стены и даже фундамент, но кирпич так и не взяли - кладка разваливалась блоками. Помню, что в церковной ограде была могила купца Родикова с деревянным крестом и валялось очень много книг - их выбросили из церкви".

Источник: Яковлев Я.А. "Как в Нарыме храм Бога ломали, а музей Сталина строили" // Земля парабельская: сборник научно-популярных очерков к 400-летию Нарыма / Администр. Парабельск. р-на, Том. гос. объед. ист.-архит. музей; [отв. ред. Я. А. Яковлев]. Томск: Издательство Томского университета, 1996. С. 235.
Храмы Нарыма: страницы истории
«По велению Государя Царя и Великого Князя Всея России Ивана Васильевича ,а вслед за ним его сына, Государя Царя и Великого Князя Всея России Феодора Иоанновича, начали в Сибирской стране города и острожки возводиться, а великие земли расширяться, и Святые Божии церкви воздвигаться, и псалмовские словословия повсюду разноситься. И многочисленные города и остроги в различных местах были созданы: Господь Бог в том деле подает и Истину утверждает». Особым благочестивым отношениям к церковным нуждам в Сибири отличался Борис Годунов. Это он велел во всех Сибирских городах и острогах ставить храмы без исключения.
В них он жертвовал доставляемые из Москвы иконостасы, царские ворота, иконы, церковную утварь, священнические и храмовые облачения, богослужебные книги и колокола. Церковные вина, елей, ладан, свечи, чтобы зашедшие в глубины Сибири православные не чувствовали себя обделенными церковной жизнью и находились бы под высоким царским попечением. Благодаря нему уже с конца XVI века над Сибирью появляется свое Христианское небо, свои святые Небесные Покровители и Герои.

Именно с этого периода Сибирь зажила новой православной жизнью, развиваясь и преумножая своими дарами всю Россию. Нарым - первый населенный пункт Нарымского края, который строился по заветам отцов. В центре города был воздвигнут православный крест, а рядом с ним поставлен киот (особо украшенный шкафчик, часто створчатый, или застекленная полка для икон), с иконой Покрова Пресвятой Богородицы. И в 1612 году был построен первый храм Покрова Пресвятой Богородицы.

В конце 17 века Покровская церковь в Нарыме была перестроена в двухъярусный собор Всемилостего Спаса с нижними алтарями Покрова Пресвятой Богородицы и святого Василия Великого. Описания старинных Сибирских храмов позволяют представить архитектуру и убранство Спасского собора. Прямоугольный в плане, он напоминал затейливо крытые хоромы, с востока к которым прирублен небольшой с запада – низкий притвор. Все просто, как и само православие, но в то же время, берущее за душу наполняя сердце нежностью и благодатью.

Спасский собор был духовным центром Нарыма. Здесь совершались церковные и государственные торжества, зачитывались царские указы, с почтением встречались и провожались послы, передавались от воеводы к воеводе городские ключи, проводились народные праздники, чествовались за благие деяния служилые и посадские люди. В такие дни по вечерам горожане устраивали яркую иллюминацию. Во дворах они зажигали факелы, масленые плошки и фонари. Панорама города в то время имела весьма выразительный вид:7 высоких башен, а над ними величаво возноситься ввысь шатер Спасского собора. Не меньший восторг у жителей Нарыма и у приезжих людей вызывали колокольные звоны, упадающие, казалось из поднебесья они, будто душу омывали и наполняли ее чистотой и первозвучьем.

В 1734 году Безымянная протока размыла и разрушила южную стену кремля старинного Спасского собора. Три года спустя, на северной стороне города начал возводиться новый деревянный двухъярусный собор Всемилостего Спаса с теми же алтарями.

В конце 17-18 века в северной части Нарыма получившая название Камчатская слобода в среде казаков был срублен еще один храм - деревянная шатровая Крестовоздвиженская церковь она стала второй после Спасского собора духовной доминантной Нарыма. От южной части Нарыма ее отделяла Безымянная протока по обе стороны, которой располагалась речная пристань. С появлением Крестовоздвиженской церкви Нарым распался на самостоятельные крепости каждая из которых имела свой храм. Полвека спустя, когда казачья слобода со всеми постройками сильно пострадала от пожара, Крестовоздвиженская церковь была возведена заново в центре Нарыма.

Строительство Крестовоздвиженской церкви в Нарыме завершилось 1766 году. Имела два придела, один был посвящен Успению Божией Матери, другой покровителю сибирских казаков Николаю Чудотворцу. А вскоре в Нарыме в третей его части под названием Заполой, появилась первая кладбищенская церковь.

Таким образом, в середине 18 века сформировался целый ансамбль Нарымских храмов, которые и определили в дальнейшем его градостроительную панораму.

10 Августа 1775 года, после капитального ремонта, вновь был освящен Спасский собор. Однако уже через пять лет архиепископ Тобольский и всея Сибири Варлаам указал поставить вместо деревянного собора, каменный – с прежним верхним Спасским алтарем и нижними приделами Покрова Пресвятой Богородицы и святого Василия Великого. И потянулись обозы из Томска в Нарым с кирпичом, известью, железом и прочими материалами, а назад с ценной рыбой, кедровыми орехами, целебной ягодой и отборной пушниной. Все это обменивалось или продавалось на Томском гостином дворе. Тем же зимним Нарымским трактом доставлялись из Томска, колокола нарымских храмов. На строительство первого в Нарыме храма ушло без малого девять лет.

В убранстве Спасского собора и в его ризницах находились иконы и священнические облачения, старинные богослужебные, клировые, метрические книги, летописи Покровской церкви и Нарыма, представляющие реликвии местной истории. Позолоченные резные иконостасы со скульптурами ангелов, держащих корону над царскими вратами, чашами, скрижалями, светильниками, витыми колоннами. Производили впечатление догматической мощи и красоты богослужения. Особой красотой отличался серебряный кованый покров на престоле верхнего Спасского алтаря весом 55 фунтов (почти 24 кг) 37,5 золотников, пожертвованных собору Нарымским купцом Д.А.Родюковым.

Между тем, деревянная Крестовоздвиженская церковь стала ветшать, было дано распоряжение капитально отремонтировать ее, обновить престолы и иконостасы и заново освятить.

Закладка Крестовоздвиженского собора состоялась 1817 году. Значительный вклад на его строительство Нарымский купец А.С. Родюков. На его средства устроены центральный иконостас, сделаны другие работы. Во дворе храма сложены дома для священников и двух псаломщиков – со службами и каретниками. Освящен собор 1827 году. Его позолоченные главы и ажурные кованые кресты, голубые купола и белые стены гармонично сочетались с окружающим его садом и резной деревянной оградой.

Таким же великолепием отличались внутреннее убранство собора. Оно подчеркивалось присутствием украшенной серебряной и позолоченной ризой и драгоценными камнями местночтимой иконы Абалацкой Божией Матери «Знамение», покровительницы Сибири – святыни Нарымского края. Среди прочих реликвий выделялась Евангелие 1717 года в драгоценном окладе, древние оловянные дарохранительница и два потира с приборами, а так же святой крест, пожертвованный в 1753 году Богдановым, святой на престольный крест, подаренный нарымским торговым домом братьев Алексея и Николая Родюковых, знамена и регалии Нарымских казаков. Особым изяществом отличался кованный из серебра и позолоты престол собора.

В 1831 году к Крестовоздвиженскому собору были приписаны Спасский собор и Петропавловская кладбищенская церковь Нарыма, а также молитвенный дом (в 1911 году он станет Никольской церковью) и духовно-приходская школа в деревне Алатаево, расположенная южнее Нарыма.

4 Апреля 1883 года Спасский собор и вовсе был закрыт. Основное его имущество перешло к Крестовоздвиженскому собору, а сам он стал первым церковным музеем и архивом Нарымского края.

Познакомиться с памятниками и документами, хранящимися здесь, ощутить в стенах намоленного храма течение времени, прикоснуться к их истокам, приходили не только нарымчане, но и гости города разных чинов и званий. В 1868 году томский архитектор А.Б. Вальницкий составил новый план Нарыма с центральной, названной в честь собора стоявшего здесь, Крестовоздвиженской улицей.

Много именитых гостей побывало в Нарыме. 7 Июля 1891 года возвращаясь из путешествия вокруг Азии и закладки во Владивостоке транссибирской железной дороги, в Нарыме побывал Цесаревич Николай, будущий император России. На пристани, куда причалил теплоход «Николай», для его встречи был устроен роскошный, поистине царский павильон. Под звон колоколов от Крестовоздвиженского собора навстречу ему двинулся крестный ход с иконой Абалацкой Божией матери «Знамение». В нем участвовало немало инородцев края. Все они пели гимн «Боже Царя Храни».

С 1894 года при Крестовоздвиженской церкви стала действовать церковно- приходская школа, с этого же года в приходской школе Нарыма работает законоучителем Никольский Николай Николаевич, назначенный в 1895 года наблюдателем за церковными школами благочиния. Была здесь и читальня. Церковный староста потомственный почетный гражданин Томска, один из основателей Нарымского церковно-приходского попечительства, А.Д. Родюков построил для нее в соборном саду летний павильон, привлекавший всех, кто хоть немного знал грамоту или хотел ее узнать. С 1901 года священники стали законоучителями первого в Нарыме городского училища гражданского ведомства. Сам собор с его церковной библиотекой давно превратился в учебно- просветительский центр Нарыма.

В годы русско-японской войны (1904–1905) и Первой мировой войны (1914–1918) при Крестовоздвиженском соборе был организован сбор средств на нужды армии и флота.

В 1916 году в Нарыме побывал епископ Томский и Алтайский, Анатолий (Каменский), владыка озаботился состоянием Спасского собора. По его указанию были произведены обмеры и фотоснимки храма, сделана опись хранившихся в нем памятников церковной старины, а епархиальный архитектор инженер Н.Б. Баумгартен и губернский архитектор А.И. Лангер получили задание разработать очередной проект укрепления берегов подступившей к собору Безымянной протоки. Но этот проект так и остался неосуществленным. Время революций, Первой мировой войны и наступление речной стихии оказались сильнее. Сначала воды подточили собор, а когда он был разрушен, поглотили остатки его фундамента.

Особая страница в церковной истории Нарымского края – время массовых репрессий 20–30-х годов прошлого столетия. Уже в 1923 году сюда были сосланы патриарший местоблюститель митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский; отбывал ссылку в Колпашево) и викарный епископ Виктор (Островидов) (оба канонизированы в 2000 году), архиипископ Архангельский Антоний (Быстров), епископы Вятский Павел (Борисовский), Вязниковский – Корнилий, Старорусский – Иоанникий (Сперанский), Ижевский – Стефан (Бех), Саратовский – Досифий (Протопопов), Олонецкий – Евфимий (Лапин), епископ Дорофей.

Тогда же пострадали и Нарымские храмы. Крестовоздвиженский собор и приписанная к нему Петропавловская кладбищенская церковь, перестроенная в 1893 году в готическом стиле – с высокой колокольней, остроконечным шпилем, стрельчатыми окнами и контрфорсами, были закрыты, а в тридцатые годы разобраны до основания. С тех пор Нарым потерял свой исторический храмовый вид, запечатленный на многих снимках, открытках, рисунках, слился с полосой берега и окрестных лесов, во многом утратив свое живописное очарование. Пришлось его верующим на большие христиански праздники отправляться в ближайшую Воскресенскую церковь, сохранившуюся в Тогуре, или добираться до томских храмов.

Летом 1956 года Нарымский край посетил известный православный миссионер, «Апостол Камчатки», создатель Дома Милосердия в Харбине, устроитель первого русского храма на Цейлоне, автор книги «Православие в Сибири» митрополит Новосибирский Нестор (Анисимов). В Тогурской Воскресной церкви он произнес проповедь, посвященную судьбам отеческой веры. Затем состоялась его беседа с настоятелем церкви, бывшим князем Константином Шаховским. Отец Константин поведал владыке историю Тогурского храма и обратил его внимание иконы, которые были перенесены сюда из Крестовоздвиженского собора Нарыма.

В 1989 году по благословению митрополита Новосибирского и Барнаульского Гедеона на древнем волоковом пути селькупов Средней Оби и Нижнего Чулыма под Могочино и в самом Могочино были основаны Преображенский и Свято-Никольский женский монастыри. Это ознаменовало начало возвращения в бывший Нарымский край монашества. И оказалось, что немало есть людей, которым желанна «жизнь иноческая, покаянная, смиренная, равноангельская», наполненная трудами и молитвами.

А в Парабели была поставлена новая каменная Преображенская церковь. Теперь уже в ее приходе оказался оставшейся без своего храма Нарым. Надолго ли? – Время покажет. А пока начиная с 2003 года, каждое лето в Нарым из Томска на белых суднах «Святая Мария» и «Святая Домна Томская» совершает водный крестный ход с иконой святителя Николая Чудотворца, хранимой в селе Семилужном. Как и столетия, назад, звучит здесь церковный хор, совершаются Божественные литургии, обряды крещения, раздаются духовные книги, иконы, проповедуется живое евангельское слово.

Как тут не вспомнить слова историка и писателя Петра Словцова (1767–1843): «В храмах сосновых и кедровых, явившихся по берегам рек, сыны России, странствовавшие между стойбищ и мечетей, начали возносить славословие Богу Триединому; в них (монастырях) души, может быть, угрызениями совести, начали отдыхать духовно, как в древности сыны Израиля телесно отдыхали при источниках Элима, осенявшихся финиковыми пальмами... Еще Царь Борис разумел эту жажду православных и соорудил церкви в городах и острогах, поставленных во дни его царствования. Он украшал алтари иконостасами, царскими вратами, утварью, посылал церковные книги, свечи, и все это шло из самой Москвы, и это, как родное, радостно напоминало про Святую Русь русским, так далеко зашедшим за камень».

Справка составлена в Нарымском музее политической ссылки (филиал ТОКМ). 2015 год

Положение на карте