с. Митрофановское Томского уезда, от Томска 120
(территория современного Асиновского р-на)
Митрофановка возникла в таёжной местности как переселенческое поселение в 1856 году.
В 1905 г. в деревне был построен храм,
В 1910 г. - Митрофановка стала центром обширного прихода.
Состав прихода (1914 г.): с. Митрофановское Томского уезда, поселки Ново-Николаевка – 12 в., Михайловка – 8 в., Каракал – 15 в., Дудкин – 15 в., Ильинский – 15 в., Филипповский – 15 в., Антиповский – 5 в., Крутогорский – 70 в., Березовский – 15 в., Горский – 15 в., Воробьевский – 12 в, Минаевский – 30 в., и хутор Аникино – 8 в.
В 1914 г. прихожан об. п. – 4507 души, в том числе инославных 154 и раскольников 666 душ (1914 г.).
По рассказам очевидцев, церковь стояла на холме, как бы паря над селом.
В советское время она была закрыта, передана под клуб.
В 1970-1980 гг . здание церкви было полностью разрушено.
Справочная книга по Томской епархии. Томск, 1914. С. 552-553.
Из истории Митрофановки: историческая справка [Рукопись] / Асиновский краеведческий музей. 2015.
Список служителей церкви в с. Митрофановское
Священники:
1908-1910 Михаил Петрович Овсянников
1911 –1913 Николай Иоаннович
Родионов 1913–1915 Иоанн Алексеевич Шахов
1925-1929 Михаил Николаевич Мутин
1931 Николай Викторович Коростелев
Причт:
1909 Петр Семенович Никольский
1911 –1912 Георгий Михайлович Соколов
1913 Василий Антонович Серов
1914 Василий Иванович Болдырев
1916 пс. Павел Чугунов
Из истории Митрофановки: историческая справка
Деревня Митрофановка была основана в 1856 году русскими переселенцами. Основная часть приезжих в это время селилась в Ново-Кусково и Вороно-Пашне, но некоторые подыскивали себе участки севернее, в окружении глухой тайги.
Урожаи в подтаёжной зоне были сравнительно невелики. Митрофановка не обеспечивала себя хлебом – его приходилось завозить из соседних, южных деревень, чаще из Больше- и Мало-Жирово. Урожайность ржи в Больше и Мало- Жирове редко в какой год давала меньше 70 пудов с десятины, в то время как урожай этой культуры в Митрофановке не превышал 60–65 пудов. Разница в урожайности овса была ещё большей.
Затруднения митрофановцы испытывали и в заготовке сена, так как поёменные луга находились далеко от деревни, поэтому его также прикупали в других селениях.
Выручала жителей Митрофановки тайга. Успешно развивался ягодный промысел, вокруг были лучшие малинники, доходы от продажи малины явились основным источником существования. Например, в 1889 г. из 50-ти дворов Митрофановки было вывезено около 7 тысяч вёдер малины. Большое значение получило крестьянское пчеловодство. Доход от продажи мёда помогал «встать на ноги» новосёлам – обойтись первое время без запашки. Практически более половины крестьянских дворов в Митрофановке имели пасеки.
В 1905 г. в Митрофановке была построена церковь во имя святого Митрофания Воронежского Чудотворца. По рассказам очевидцев церковь стояла на холме, как бы паря над селом. В советское время её постигла участь всех церквей – она была закрыта, передана под клуб, а 70-80 гг . полностью разрушена.
Митрофановский приход был самым большим в Ново-Кусковской волости. В 1914 г. прихожан в нём насчитывалось обоих полов 4507 душ, из них инославных душ 154, раскольников – 666 душ. Приход составляли село Митрофановское, поселки Ново-Николаевский, Михайловка, Караколь, Дудкин, Ильинский, Воробьевский, Филипповский, Антиповский, Крутогорский, Березовский, Горский, Минаевский, хутор Аникино. На начало 1909 г. рукоположен в священники Николай Чемоданов, ему помогал церковник Андрей Осташенко.
К 1894 г. в деревне была открыта смешанная школа грамотности. Учителем служил Петров Михаил Лукьянович, преподававший светские науки – чтение, письмо, счёт (происходил из крестьян, закончил сельскую церковно-приходскую школу). В Законе Божьем детей наставлял священник Ново-Кусковской церкви Писарев Павел Вениаминович (получил образование в духовной семинарии). В 1894 г. в Митрофановской смешанной школе обучались 32 ученика, из них 3 девочки. В 1898 г. в школе обучалось 15 мальчиков и 9 девочек. Учительницей у них была Федосия Александровна Бородина (из крестьян, закончившая церковно- приходскую школу, стаж работы 2 года, жалованье – 12 рублей).
Ново-Кусковская волость была местом ссылки участников Первой русской революции 1905–1907 г. Известно, что за участие в революционном движении в деревню Митрофановку была сослана на 3 года под гласный надзор полиции группа польских рабочих: Герман Шульц, Иосиф Стрижельчик, Иосиф Бенецкий и др. Всего 15 человек.
В 1911 г. село Митрофановское насчитывало 95 дворов, в которых проживало 245 мужчин и 255 женщин; имелись церковь, церковно-приходская школа грамотности, хлебозапасный магазин, казённая винная лавка, мелочная лавка.
Вскоре после установления в Томской губернии советской власти, в феврале 1920 года, была создана Митрофановская волость с центром в с. Митрофановское.
Из истории Митрофановки: историческая справка [Рукопись] / Асиновский краеведческий музей. 2015.
Об открытии прихода в д. Митрофановке Ново-Кусковской волости. 13 января 1910 года
Журнал Томского епархиального комитета по устроению церковного быта переселенцев. № 4 от 1910 г. января 13 дня
Слушали: Жители деревни Митрофановки Ново-Кусковской волости Томского уезда, и 13, находящихся вблизи сей деревни переселенческих посёлков возбудили ходатайство об открытии самостоятельного прихода при храме в деревне Митрофановке, устроенном с пособием в 3000 рублей из средств Святого Синода.
Деревня Митрофановка, как видно из переписки, от приходского храма в с. Ново-Кусковском находится на расстоянии 30 верст, некоторые же поселки, имеющие войти в состав Митрофановского прихода, отстоят от села Ново-Кусковского на 60 вёрст. Для открытия приходов д.Митрофановке необходимо выстроить здесь причтовые дома и исходатайствовать причту жалованье.
Постановили: Внести в смету на 1911 г. отпуск 3000 рублей на постройку причтовых домов в д. Митрофановке. От жителей посёлков, имеющих войти в состав прихода, истребовать приговора с ходатайством об отпуске им безвозвратной ссуды. Предложить жителям д. Митрофановки теперь же отвести временные квартиры для причта и, при согласии на это, возбудить ходатайство пред Св. Синодом об открытии прихода и ассигновании причту жалованья.
ГАТО. Ф. 239. Оп. 8. Д. 84. Л. 40.
Информация получена от Асиновского краеведческого музея