с. Чердатское Мариинского уезда, от Томска 150 верст (ныне с. Чердаты Зырянского района)
Справочная книга по Томской епархии. Томск, 1914. С. 199.
Сибирский торгово-промышленный и справочный календарь на 1901 год. Томск: Издание Ф.П. Романова. Отдел. II. С. 143-144.
Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа [Электронный ресурс] // URL: http://providenie.narod.ru/0001070.html
Священник Алексей Лавров. Икона Божьей Матери Млекопитательницы, что в селе Чердацком
Многочтимая икона сия находится Мариинского округа, Колыонской волости в селе Чердацком на р. Чулыме в 150 верстах от Томска. Нанесена она на полотне, наклеенном на доске и имеет в вышину и ширину полтора аршина; украшена медною и позолоченную через огонь ризою. – Святейшая Матерь изображена на ней чудными и деными (?) красками, достойными небесной красоты, седящую в саду под масличными деревьями, окруженными решеткой. В шуйце своей держит и питает своим млеком Предвечного Младенца Сына Своего (I).
Икона эта есть святой дар до сих пор незабытого во всей Сибири блаженного Митрополита Тобольского и всей Сибири Иоанна Максимовича. – Она дана была в благословение ясачным князьям чулымских татар в 1714 году (2).
Местное (3) предание такого рода.
По принятии (1700-1710 г.) крещения ясачными чулымскими татарами (которым проповедовали тогда Христа или сам Митрополит Тобольский Филофей (4), или посланные от него благочинные их князья, жившие в Чертадских юртах, движимые ревностью по новой вере, решились идти прямым путем в Тобольск бить челом владыке о дозволении им построить церковь на острову, где с давних лет они творят свои камлания.
По прибытии в Тобольск князья ясачных татар явились к тогдашнему Митрополиту Иоанну Максимовичу (пребыв. в 1712-1715). – Митрополит выслушал челобитную татарских князей, выдал им грамоту на постройку церкви, во имя Казанской Божьей Матери и вручил для их церкви на полотне написанную икону Богородицы- Млекопитательницы (5). – На задней стороне этой иконы Святитель сделал своеручную подпись, что она благословлена от него на церковь Чердацких татар, недавно приявших Св. крещение. С этою святыней и грамотою напутствованные добрым Архипастырем князья прибыли в город Томск. Грамоту, равно и Икону предъявили Томского Алексеевского монастыря Архимандриту, который немедленно препроводил с ними в Чердацкие юрты плотников и немудрого иконописца для поставления там церкви и иконостасов. Икону же Богородицы, что на полотне, Архимандрит велел приставить к деревянной раме и прибить гвоздиками, чтоб она была иконою местною (6).
Князья Чулымские с плотниками и иконописцем по прибытии в юрты занялись проложением пути среди дремучего леса к самому требищу, где камы их приносили жертвы. Требище это стояло на лесистом острову, окруженном рекою Чулымом, прямо рыболовных ям. Река обтекала остров в то время двумя протоками.
На эти две протоки и на их устье татары чулымские во множестве стекались на рыбный промысел с своими чердаками (7), отчего юрты и название свое получили. Лов рыбы был необыкновенный. Наловливалось там множество (8) осетров, стерлядей, чалбышей и тайменей (лососей), на других рыб и смотреть не хотели. По окончании громадного своего лова, татары на острове этом чрез своих камов приносили жертвы идолам и всякий день во время лова веселились.
Вот на месте этого-то требища и построена была церковь деревянная малая, с наружной галерей по сторонам; она была сделана в прорубе одного бревна в виде волоковых; вместо стекол вставлена была слюда. Потолок в храме был низкий, а дверь еще того ниже, так что наклонившись только можно было входить в него. Колокольню поставили отдельную, на ней повесили три небольших колокола. Иконостас красовался одною местною только иконою Божьей Матери, что на полотне, а прочие иконы были очень плохой местной живописи. О священниках Чердацких до 1760 года сведений трудно получить. Но с этого года для многих из чердацких жителей памятен из ясачных священников Афанасий, до кончины своей священствовавший в одном их приходе. От него оставшиеся два сына неграмотные приписались в ясачные.- Они в 1830 году были еще живы и имели тогда более 70-ти лет от роду – вот они-то, помня всю старину юрт Чердацких, и передавали ее знакомым своим.
По смерти о. Афанасия долго не определялся ни одни священник в Чердацкий приход (с 1780-1837 года) по причине бедности прихода от уменьшения ясачных татар от болезней (оспы) и потерь их на промысле, большею частью по непривычке русских священников к образу жизни, какой ведется между всеми вообще ясашными и кочующими христианами. Посылались, впрочем, туда для заведывания двумя или тремя приходами (9) из Томска в виде наказания священники, подлежащие запрещению за свои проступки. При таких обстоятельствах могло ли что доброе быть в Чердацком приходе? Почему приход этот и был доведен до того, что Тобольский Преосвященный Варлаам (был на кафедре с 17691-1803 г.) упразднил Чердацкую церковь, приписав ее к селу Тутальскому (в 70 верстах вверху Чулыма), куда перевезена была и вся утварь, кроме иконы Богородицы-Млекопитательницы, а приход разделил так, чтоб ясашные кочующие принадлежали к приходу Тутальскому, который тоже весь состоял из кочующих, а оседлые к Зыряновскому селу (в 30 верст. Вниз Чулыма) – и так как Чулым весь стал протекать в правую протоку и сильно обваливать правый берег острова у самых юрт, ясашные немедленно бросив все юрты, переселились с острова за левую протоку Чулыма, ныне называемую старым Чулымом. – Божий храм забыли православные! Но иконы Богородичной как Святительного благословения не забыл промысел Божий и прославил со знамением Своей Благодати.
В начале лета 1833 года в селениях Колыонской волости появился падеж скота. В селе Зыряновском, богатом пастбищами и скотом, вымерло столь много скота, что из 100 голов оставалось не более по 10-ти. Крестьяне зыряновские, особенно из новоселов, приступили к своему священнику о. Самсону Тыжнову (10) с просьбою дозволить им поднять Чердацкую икону Богоматери и принести ее в Зыряновское село в Прокопиев день. Любимый прихожанами священник Тыжнов с радостию выслушал их просьбу и тотчас сделал распоряжение принести икону Божьей Матери 8-го июля из Чердатской церкви в Зыряновское село. Икону принесли. О. Самсон при стечении великого множества людей великого звания, возраста и пола, сделал крестный ход с принесенною иконою Богоматери вокруг села на 10 верст по поскотине. Радость тогда была великая у всех! На четырех углах поскотины были на тот раз скотные пригоны; где шествие останавливалось, служились молебны с водосвятием и кропили скот. С сего времени и от того часа моровая язва на скот прекратилась. После народилось всякого скота вдоволь. Для воздания благодарности за такое великое чудо и для служения молебнов, Чердацкая Чудотворная икона в первый принос пребывала в Зыряновском селе до 22 октября. К этому дню она должна была находиться в селе Чердацком, где праздновали в честь Казанской Божьей матери, а заведовавший приходом Тутальский причт служил там молебен.
Октября 11 числа 1834 года открыта была Томская епархия в тот же году приехал в Томск Преосвященный Агапит Ректор Черниговской Семинарии (11). – На другой год, т.е. 1835 года Преосвященный Агапит, обозревая епархию, был в селе Зыряновском, в которое Чердацкая икона была уже принесена, смотрел на иконе митрополичью надпись, выслушал рассказ о недавнем прекращении моровой язвы на скоте предстательством Матери Божией Чердцкой. В этот раз просили его благословить им носить сюда икону и на будущее время. Он повелел им делать это каждогодно. – Потом прихожане ясашные, особенно из них церковный староста Андрей Басаргаев, просили владыку указать им, как украсить ризою Св. Икону на сборную сумму, потому что она на полотне и не на крепкой рамке. – Преосвященный указом предписал; «что как на полотно невозможно сделать оклад, то сделать наперед кедровую доску крепкую, на нее наклеить полотняную икону так, чтоб Митрополичья надпись сзади осталась свободна от приклейки, и тогда уже сделать ризу из чего им будет угодно, смотря по сборной сумме». – Ясашные неизменно поступили, как указал преосвященный. Только ризу на икону заказали сделать медную, потому что сборной суммы оказалось немного. Сделана же была медная риза отлично в Томске одним в то время знающим с вое дело мастером и была еще им посеребрена. Эта риза на иконе Чердацкой существует и теперь. Она в 1863 году на сборные вещи и деньги, еще с усердием некоторых вызолочена вся через огонь.
По наложению ризы на Чердацкую икону, построили в том же 1835 году, с архиерейского разрешения, деревянную часовню в виде амбара в конце чела Чердацкого. В эту часовню перенесены были из Тутал древние, принадлежащие Чердацкой церкви иконы. Сюда же поставлять стали и чудотворную икону Богородицы, после переноса ее из Зыряновского села. Церковь же что на острову (ныне говорят «за старым Чулымом»), осталась одна как сирота, близ обмываемого берега, обросшая мохом, с сгнившими углами, с обрушившеюся от ветхости крышей, где виднелись только ряды выдавшихся гвоздей. Некоторые из любопытных чиновников имели счастие посещать эту церковь. Для них отделяли несколько человек ясашных, которые переправлялись с нами на лодках через старый Чулым, делали наперед просеку в чаще леса на версту и, цепляясь за сучья деревьев, наконец перебирались до самой церкви. Наклонно пройдя в дверь, входили в церковь. В церкви пусто. Стоит остов иконостаса и отворенные двери царские. На правой стене храма прибита прекрасная на полотне картина – проклятие Ноем Хама – дар какого-то жившего на Чулыме помещика. Всю ее источили жившие там шершни. – Так- то оставлен был этот памятник древности!
В 1857 году, согласно указу Св. Правительствующего Синода о умножении церквей в Томской епархии, имеющей многолюдные приходы, стали повсюду устанавливаться новые приходы и строиться церкви. В свою очередь установился в этом году и Чердацкий приход. Здесь построена ныне очень хорошая церковь во имя Казанской Божьей матери, среди самого села. Церковь же, что на острову, по причине ее ветхости, разобрали и предали огню. Поступили также и с часовнею, в которой стояла последнее время утварь. К сожалению всех и каждого, святую икону Чердацкой Божьей Матери носить ныне в Зыряновское село перестали. Чему причиной послужил спор двух приходов Тутальского и Зыряновского. Хотелось Тутальскому приходу свечной и прикладный доход делить с Зыряновским на две меж собою части, по тому праву, что и утварь Чердацкой церкви хранилась в Туталах и приход заведывался же Тутальским причтом. Спор этот, впрочем, продолжался на малое время и, несмотря на это, икону все еще носили в селе Зыряновское до времени. Пока духовное начальство окончательно приостановило делать крестный ход без особого разрешения Святейшего Синода. На этом, однако ж, не останавливалось усердие богомольцев к Чердацкой святыне, многие и очень многие доныне с верою прибегают к великой Заступнице Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, ради Чудотворной ее иконы.
[Примечания:]
* Древнейшая икона Преосв. Богородицы Млекопитательницы (6 века) находится на Афоне на Карсе. Она Чудотворная и есть дар Св. Саввы Освященного соименному ему Савве Сербскому. Смотр. Соч. свят. част. II, 138.
(1) Основанием к такому изображению могла служить 8-я песнь Акафиста Пресвят. Богородицы: Ложесны Слово, прияла еси, вся носящаго носила еси, млеком питала еси, Манием питающаго вселенную всю, Чистая!
(2) В этом же году от Иоанна послана была к жителям Иркутска копия с Чудотворной Иконы Абалацкой Божьей матери. Иркут. Губ. Вед. 1857 г. № 5. – Ибо в 1714 году первый Иркутский Епископ Тобольский Викарий Варлаам Коссовский перемещен был в Тверь, викариатство было на время закрыто, тогда Иркутск со всею восточ. Сибирью поступил в непосредственное управление преосв. Иоанна.
(3) Бывшие до 1842 г. в селе Зыряновском пономарь Н.П. Крылов и ревизор поселений Н.О.? М., которые и теперь живы и устно слышали от 70-летних старцев ясачных – двух сынов священника Афанасия Чердацкого, по неграмотности оставшихся в числе ясачных и церковного старосты из ясачных Андрея Басаргаева.
(4) Смотр: в жизнеописан. Филоф. Лещин. Сьтр. 41-48.
(5) Эта икона привезена была Митроп. Иоанном в 1712 г. из Чернигова. Им привезена была тогда еще другая икона Богородицы на полотне же – копия с Черниговской Иконы Ильинской Божьей Матери. – Эта последняя ныне в Тобольском Кафед. соборе и написана на доске. Смотр. Описан. Икон в Тоб. Губ. Стр. 83, 84.
(6) Но на Афоне подлинная икона Богородицы Млекопитательницы стоит в церкви по правую руку Царских врат, где, по обыкновению Правосл. Церкви должна находиться икона Господа Вседержителя.
(7) Чердаком именуются у татар сети, ловушки и все рыбные самоловы.
(8) Вот как о множестве том рыб некоторые рассказывали: «Налима плетью били. На огне жгли, чтоб не попадался в самоловы. – осетрам головы рубили, в лесу бросали, с головой осетра никогда не продавали; с головой его и на весы не полагали. Пудовую стерлядь за рубль продавали.
(9) Тутальским, Чердацким, Зыряновским, Пышкинским; - все эти села на Чулыме и состояли из ясашных Христиан.
(10) О. Самсон посвящен был Амвросием II к этой церкви и жил здесь до 1834 г., а отсюда переведен в село Назаровское, где и скончался.
(11) Преосвященный Агапит когда из Чернигова отправлялся в Москву на хиротонисание, то из Черниговского Собора дали ему тяжеловесный из золотого глазета саккос, Преосв. Иоанна Максимовича, бывшего Архиепископом Черниговским. Саккос этот ныне в Томском Благовещенском Соборе.
Томские губернские ведомости. 1867 Г. 19 мая (№ 19). Часть неоф. С. 7-9.
Список служителей церкви в с. Чердатском
Священники:
1765–1772 Михаил Лусанов
1770–1781 Андрей Беляев
1782 Василий Хаов
1793 Андрей Поликарпов
1804–1806 Герасим Васильевич Истомин
1812 Иван Резчиков
1857–1863 Стефан Иванович Лебедев
1864–1868 Иоанн Поликарпович Крылов
1869–1886 Иоанн Иустинович Соколов
1885–1886 Василий Чистяков
1887-1890 Иоанн Иоаннович Казанский
1890–1893 Виталий Мухачев
1893–1896 Дмитрий Николаевич Троицкий
1898–1903 Александр Васильевич Хаов
1908–1915 Константин Николаевич Ильинский
1915–1916 Пётр Георгиевич Любимов
Причт:
1782 дьяч. Григорий Истомин
1782–1793 пон. Григорий Безменников
1793 дьяч. Дмитрий Степанович Дулепов
1795–1801 Иоанн Переводчиков
1857–1862 дьяч. Феодор Григорьев Григорьевский
1857–1858 пон. Дмитрий Семенович Добролюбовский
1862–1878 дьяч. Гавриил Адрианович Окороков
1865–1866 Яков Михайлович Шевелев
1871–1872 Михаил Евфимович Переводчиков
1880–1888 Павел Николаевич Донорский
1888–1891 пс. Константин Михайлович Ильинский
1889–1914 пс. Федор Иванович Клавдин
1891–1893 пс. Иван Миловзоров
1914 пс. Александр Нагаров
1914–1916 Иван Касьянович Яцентов
Из кн.: Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа [Электронный ресурс] // URL: http://providenie.narod.ru/0001070.html