КАМЕНЬ НА ОСВЯЩЕНИЕ МОНАСТЫРСКОЙ ЦЕРКВИ
(ИЗ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ)
В 1949 году Томским горисполкомом было принято решение о разборке церковных зданий Иоанно-Предтеченского женского монастыря. На улицах Учебной, Студенческой, Усова и Вершинина, где находился монастырский комплекс, начиналось строительство студенческого городка Томского политехнического института.
На территории монастыря было четыре церкви: Успенская, Иннокентьевская и две домовые – в честь усекновения главы Иоанна Крестителя и во имя Святителя Феодосия Черниговского. При разборке Иннокентьевской церкви среди обычных кирпичей оказался кирпичик белого мрамора (10 на 6 см). На трёх его больших гранях выбиты и заполнены чёрной краской надписи: «Освященiе храма с.г. сооружалось» «Епископомъ Виталiемъ» «В 1865 год октября 31 дня». Вот этот беломраморный кирпич и попал в Томский краевой музей.
Камень на освящение церкви – это одна из реликвий, оставшаяся в память о храме, которого уже нет. Церковь во имя Святителя Иннокентия[i] митрополита иркутского была одним из первых строений будущего Новодевичьего монастыря. Изначально она задумывалась как приходская на площади в Верхней Елани[ii]. Строительство началось в 1861 г. по инициативе и на средства томского купца Якова Ивановича Петрова-Родионова (1807–1882) по проекту Андрея Константиновича Македонского (1822–1872).
Однако Якову Ивановичу захотелось, чтобы церковь была более вместительной и в тоже время изящной. Помощник А.К. Македонского Альфред Александрович Ашемур (1834–1892), исправлявший в это время должность томского епархиального архитектора, переработал проект. Он применил при строительстве русско-византийский стиль[iii] Спасского собора в Колывани, в строительстве которого принимал участие. К концу 1865 г. строительные работы завершились. Устремляясь ввысь многоярусной восьмигранной колокольней с окнами-розетками и небольшим куполом, увенчанным длинным шпилем, церковь, окрашенная голубой известью, в погожие дни как бы сливалась с небом, вырисовываясь только силуэтом. В хмурые же дни она придавала свежести и лёгкости округе. Центральная часть строения перекрывалась шлемовидным куполом, который завершался длинной узкой шеей с луковицей. Четыре главки, тоже в форме луковиц, окружали купол.
Внутри был устроен деревянный иконостас, украшенный позолоченной резьбой. Справа от него находилась икона Святого Иннокентия, слева – икона Николая Чудотворца. На средства инициатора постройки церкви для неё приобрели расшитую золотом плащаницу в золочёном ковчеге, архиерейское облачение и богослужебные книги. В шкафу у правого клироса хранились мантия, жезл и клобук епископа Томского Порфирия (Соколовского) (1811–1865), освятившего закладку Иннокентьевской церкви и почившего в год окончания строительства. Под её алтарём он и был погребён[iv].
С благословения преосвященного Порфирия в Томске в 1864 г. образовалась женская православная община. Она объединилась вокруг строящейся Иннокентьевской церкви и стала предтечей новодевичьего Иоанно-Предтеченского женского монастыря, в который и была преобразована в 1876 г.
Первой игуменьей монастыря стала купеческая вдова Екатерина Ивановна Михеева, возглавившая общину и принявшая постриг с именем Евпраксии. Я.И. Петров передал Иннокентьевскую церковь и землю возле неё Екатерине Ивановне. На этом участке в 1864–1865 гг. она организовала постройку настоятельского корпуса и келий сестёр. Так было положено начало созданию монастырского комплекса, занявшего целый квартал, ограниченный улицами Симоновской (ныне Учебная), Пироговской (Пирогова), Торговой (Вершинина) и Апполинарьевской (Студенческой).
Собственное монастырское хозяйство обеспечивало обитель продовольствием и приносило доходы от продажи молока и других продуктов. В ней работали свечной и воскобельный заводики, иконописная и переплётная мастерская, типография, больница на 7 коек и аптека. Для девочек-сирот духовного звания было открыто «училище на правах церковно-приходских школ» на 10 человек и детский приют, для «приходящих девиц и женщин» открыли Дом трудолюбия[v]. Золотошвейная и белошвейная мастерские славились изделиями монахинь и послушниц далеко за пределами Томска. Стоит только посмотреть на искусно расшитую кофточку монастырских мастериц!
Между Иннокентьевской церковью и Успенским собором находилось монастырское кладбище, где хоронили именитых томичей. Над многими фамильными склепами устанавливались памятники, часовни, обелиски, скульптуры. Часть из них была из завозимого из Италии красивейшего каррарского и каприйского мрамора[vi].
Похоже, что из этого белого мрамора с сероватыми и розоватыми прожилками был выпилен и закладной камень на освещение Иннокентьевской церкви.
Чин освящения христианского храма, утверждённый IV Халкидонским Вселенским Собором в 451 г., является великим и непременным священнодейством, необходимым для начала богослужений. Начало традиции восходит к Ветхозаветной скинии – первому походному храму древних евреев, освящённому Моисеем по заданию Бога во время исхода из египетского плена [между 2100 и 1050 гг. до н. э.].
Как правило, чин совершается архиереем – священнослужителем высшей степени священства, епископом. Освящение Иннокентьевской церкви возглавил преосвященный Виталий[vii]. С февраля 1864 г. он служил настоятелем Спасо-Преображенского Мирожского мужского монастыря и ректором Псковской духовной семинарии. В 1865 г., как раз в год окончания строительства Иннокентьевской церкви, Виталию, хиротонисанному в епископский сан, была вверена Томская епархия. Посредством сложного торжественного ритуала, совершённого им 31 октября «с.г.», на храм, знаменующий царство небесное и обитель Всевышнего, снизошла и освятила его Божья благодать. С этого дня в храме могли проводиться службы.
Иннокентьевская церковь была одной из любимых не только у обитателей монастыря, но и у многих горожан вплоть до её закрытия в 1929 г.
Гоппе Евгения Владиславовна (Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова)
Литература
Гуляева А. Предтеча славной Томской обители // Томские новости: областная еженедельная газета. 2019. № 33 (16 августа).
Дмитриенко Н.М. День за днём, год за годом: хроника жизни Томска в XVIII–XX столетиях. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. 345 с.
Залесов В.Г. Архитекторы Томска (XIX – начала XX в.). Томск: Изд-во ТГАСУ, 2004. 169 с.
Историко-архитектурный комплекс бывшего Иоанно-Предтеченского женского монастыря // Центр по охране памятников: сайт. URL: http://memorials.tomsk.ru/memorials/istoriko--arhitekturnyy-kompleks-byvshego-ioanno--predtechenskogo-zhenskogo-monastyrya-144.htm (дата обращения 13.12 2021).
Исторический момент: Иннокентьевская церковь // vtomske.ru: сайт. URL: https://news.vtomske.ru/news/80873-istoricheskii-moment-innokentevskaya-cerkov(дата обращения 8 декабря 2021).
Монастыри в Западной Сибири // Томские епархиальные ведомости. 1881. 15 дек.
Справочная книга по томской епархии. Томск. 1914.
Филиппович М.В. Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Томске как комплекс памятников культурного наследия // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 3(19). С. 59–65.
Филиппович М.В. Основание и открытие Иоанно-Предтеченского женского монастыря в городе Томске // Studfile: сайт. URL: https://studfile.net/preview/4271549/page:2/ (дата обращения 14. 12. 2021).
Чавыкин Г. В. Весь Томск на 1911-1912 гг. : адресно-справочная книжка. Томск, [1912].
Чин освящения храма // Православие.ru: сайт. URL: http://www.pravoslavie.ru/2325.html (дата обращения 6 декабря 2021).
[i] Епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий (1680 или 1682 – 1731), в миру Иван Кульчицкий. В 1727 г. стал первым православным епископом самостоятельной Иркутской епархии. Причислен к лику святых Русской православной церкви.
[ii] Верхняя Елань – старинный район Томска. Начал формироваться в середине XIX в. на южной оконечности города.
[iii] Русско-византийский архитектурный стиль – направление в архитектуре второй половины XIX–XX вв., основанное на интерпретации форм древнерусского и византийского зодчества в соответствии временными и региональными особенностями культурного развития. Для стиля характерна эклектичность и многовариативность архитектурных форм.
[iv] Филиппович М.В. Основание и открытие Иоанно-Предтеченского женского монастыря в городе Томске....
[v] Справочная книга по томской епархии. Томск, 1914. С. 58.
[vi] Работы по изготовлению мемориальной пластики, в том числе из мрамора, выполнялись и в Томске на заводах М.С. Новикова и М.Д. Кочерженко и В.П. Гельмана. См.: Историко-архитектурный комплекс бывшего Иоанно-Предтеченского женского монастыря...
[vii] Епископ Томский и Семипалатинский Виталий – в миру Василий Макарьевич Ветроградов (ок. 1808–1866).
Скачать Камень на освящение монастырской церкви.pdf