Историческая справка. Гоппе Е.В. Камень на освящение монастырской церкви (из истории женского Иоанно-Предтеченского монастыря). ТОКМ. 2022 г.

Текст статьи

КАМЕНЬ НА ОСВЯЩЕНИЕ МОНАСТЫРСКОЙ ЦЕРКВИ

(ИЗ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ)

 

 

В 1949 году Томским горисполкомом было принято решение о разборке церковных зданий Иоанно-Предтеченского женского монастыря. На улицах Учебной, Студенческой, Усова и Вершинина, где находился монастырский комплекс, начиналось строительство студенческого городка Томского политехнического института.

На территории монастыря было четыре церкви: Успенская, Иннокентьевская и две домовые – в честь усекновения главы Иоанна Крестителя и во имя Святителя Феодосия Черниговского. При разборке Иннокентьевской церкви среди обычных кирпичей оказался кирпичик белого мрамора (10 на 6 см). На трёх его больших гранях выбиты и заполнены чёрной краской надписи: «Освященiе храма с.г. сооружалось» «Епископомъ Виталiемъ» «В 1865 год октября 31 дня». Вот этот беломраморный кирпич и попал в Томский краевой музей.

 Камень на освящение церкви – это одна из реликвий, оставшаяся в память о храме, которого уже нет. Церковь во имя Святителя Иннокентия[i] митрополита иркутского была одним из первых строений будущего Новодевичьего монастыря. Изначально она задумывалась как приходская на площади в Верхней Елани[ii]. Строительство началось в 1861 г. по инициативе и на средства томского купца Якова Ивановича Петрова-Родионова (1807–1882) по проекту Андрея Константиновича Македонского (1822–1872).

Однако Якову Ивановичу захотелось, чтобы церковь была более вместительной и в тоже время изящной. Помощник А.К. Македонского Альфред Александрович Ашемур (1834–1892), исправлявший в это время должность томского епархиального архитектора, переработал проект. Он применил при строительстве русско-византийский стиль[iii] Спасского собора в Колывани, в строительстве которого принимал участие. К концу 1865 г. строительные работы завершились. Устремляясь ввысь многоярусной восьмигранной колокольней с окнами-розетками и небольшим куполом, увенчанным длинным шпилем, церковь, окрашенная голубой известью, в погожие дни как бы сливалась с небом, вырисовываясь только силуэтом. В хмурые же дни она придавала свежести и лёгкости округе. Центральная часть строения перекрывалась шлемовидным куполом, который завершался длинной узкой шеей с луковицей. Четыре главки, тоже в форме луковиц, окружали купол.

 Внутри был устроен деревянный иконостас, украшенный позолоченной резьбой. Справа от него находилась икона Святого Иннокентия, слева – икона Николая Чудотворца. На средства инициатора постройки церкви для неё приобрели расшитую золотом плащаницу в золочёном ковчеге, архиерейское облачение и богослужебные книги. В шкафу у правого клироса хранились мантия, жезл и клобук епископа Томского Порфирия (Соколовского) (1811–1865), освятившего закладку Иннокентьевской церкви и почившего в год окончания строительства. Под её алтарём он и был погребён[iv].

С благословения преосвященного Порфирия в Томске в 1864 г. образовалась женская православная община. Она объединилась вокруг строящейся Иннокентьевской церкви и стала предтечей новодевичьего Иоанно-Предтеченского женского монастыря, в который и была преобразована в 1876 г.

Первой игуменьей монастыря стала купеческая вдова Екатерина Ивановна Михеева, возглавившая общину и принявшая постриг с именем Евпраксии. Я.И. Петров передал Иннокентьевскую церковь и землю возле неё Екатерине Ивановне. На этом участке в 1864–1865 гг. она организовала постройку настоятельского корпуса и келий сестёр. Так было положено начало созданию монастырского комплекса, занявшего целый квартал, ограниченный улицами Симоновской (ныне Учебная), Пироговской (Пирогова), Торговой (Вершинина) и Апполинарьевской (Студенческой).

Собственное монастырское хозяйство обеспечивало обитель продовольствием и приносило доходы от продажи молока и других продуктов. В ней работали свечной и воскобельный заводики, иконописная и переплётная мастерская, типография, больница на 7 коек и аптека. Для девочек-сирот духовного звания было открыто «училище на правах церковно-приходских школ» на 10 человек и детский приют, для «приходящих девиц и женщин» открыли Дом трудолюбия[v]. Золотошвейная и белошвейная мастерские славились изделиями монахинь и послушниц далеко за пределами Томска. Стоит только посмотреть на искусно расшитую кофточку монастырских мастериц!

 Между Иннокентьевской церковью и Успенским собором находилось монастырское кладбище, где хоронили именитых томичей. Над многими фамильными склепами устанавливались памятники, часовни, обелиски, скульптуры. Часть из них была из завозимого из Италии красивейшего каррарского и каприйского мрамора[vi].

Похоже, что из этого белого мрамора с сероватыми и розоватыми прожилками был выпилен и закладной камень на освещение Иннокентьевской церкви.

Чин освящения христианского храма, утверждённый IV Халкидонским Вселенским Собором в 451 г., является великим и непременным священнодейством, необходимым для начала богослужений. Начало традиции восходит к Ветхозаветной скинии – первому походному храму древних евреев, освящённому Моисеем по заданию Бога во время исхода из египетского плена [между 2100 и 1050 гг. до н. э.].

Как правило, чин совершается архиереем – священнослужителем высшей степени священства, епископом. Освящение Иннокентьевской церкви возглавил преосвященный Виталий[vii]. С февраля 1864 г. он служил настоятелем Спасо-Преображенского Мирожского мужского монастыря и  ректором Псковской духовной семинарии. В 1865 г., как раз в год окончания строительства Иннокентьевской церкви, Виталию, хиротонисанному в епископский сан, была вверена Томская епархия. Посредством сложного торжественного ритуала, совершённого им 31 октября «с.г.», на храм, знаменующий царство небесное и обитель Всевышнего, снизошла и освятила его Божья благодать. С этого дня в храме могли проводиться службы.

Иннокентьевская церковь была одной из любимых не только у обитателей монастыря, но и у многих горожан вплоть до её закрытия в 1929 г.

 

Гоппе Евгения Владиславовна (Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова)

 

 

Литература

 Гуляева А. Предтеча славной Томской обители // Томские новости: областная еженедельная газета. 2019.  № 33 (16 августа).

Дмитриенко Н.М. День за днём, год за годом: хроника жизни Томска в XVIII–XX столетиях. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. 345 с.

Залесов В.Г. Архитекторы Томска (XIX – начала XX в.). Томск: Изд-во ТГАСУ, 2004. 169 с.

Историко-архитектурный комплекс бывшего Иоанно-Предтеченского женского монастыря // Центр по охране памятников: сайт. URL: http://memorials.tomsk.ru/memorials/istoriko--arhitekturnyy-kompleks-byvshego-ioanno--predtechenskogo-zhenskogo-monastyrya-144.htm  (дата обращения 13.12 2021).

Исторический момент: Иннокентьевская церковь // vtomske.ru: сайт. URL: https://news.vtomske.ru/news/80873-istoricheskii-moment-innokentevskaya-cerkov(дата обращения 8 декабря 2021).

Монастыри в Западной Сибири // Томские епархиальные ведомости. 1881. 15 дек.

Справочная книга по томской епархии. Томск. 1914.

Филиппович М.В. Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Томске как комплекс памятников культурного наследия // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 3(19). С. 59–65.

Филиппович М.В. Основание и открытие Иоанно-Предтеченского женского монастыря в городе Томске // Studfile: сайт. URL: https://studfile.net/preview/4271549/page:2/  (дата обращения 14. 12. 2021).

Чавыкин Г. В. Весь Томск на 1911-1912 гг. : адресно-справочная книжка. Томск, [1912].

Чин освящения храма // Православие.ru: сайт. URL: http://www.pravoslavie.ru/2325.html (дата обращения 6 декабря 2021).

 

 

[i] Епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий (1680 или 1682 – 1731), в миру Иван Кульчицкий. В 1727 г. стал первым православным епископом самостоятельной Иркутской епархии. Причислен к лику святых Русской православной церкви.

[ii] Верхняя Елань – старинный район Томска. Начал формироваться в середине XIX в. на южной оконечности города.

[iii] Русско-византийский архитектурный стиль – направление в архитектуре второй половины XIX–XX вв., основанное на интерпретации форм древнерусского и византийского зодчества в соответствии временными и региональными особенностями культурного развития. Для стиля характерна эклектичность и многовариативность архитектурных форм.

[iv] Филиппович М.В. Основание и открытие Иоанно-Предтеченского женского монастыря в городе Томске....

[v] Справочная книга по томской епархии. Томск, 1914. С. 58.

[vi] Работы по изготовлению мемориальной пластики, в том числе из мрамора, выполнялись и в Томске на заводах М.С. Новикова и М.Д. Кочерженко и В.П. Гельмана. См.: Историко-архитектурный комплекс бывшего Иоанно-Предтеченского женского монастыря...

[vii] Епископ Томский и Семипалатинский Виталий – в миру Василий Макарьевич Ветроградов (ок. 1808–1866).

Скачать Камень на освящение монастырской церкви.pdf

Закладной камень в память освящения Иннокентьевской церкви Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Томск. 1865 год

камень 1.jpg Посмотреть фото камень 1.jpg камень 2.jpg Посмотреть фото камень 2.jpg камень 3.jpg Посмотреть фото камень 3.jpg

Иннокентьевская церковь.
Томск. Конец XIX – начало XX в.

Иннокентьевская церковь ТОКМ конец 19 начало 20.jpg Посмотреть фото Иннокентьевская церковь ТОКМ конец 19 начало 20.jpg

Кофта женская.
Холст, ткань хлопчатобумажная, перламутр, металл, пошив, ручная вышивка (двухсторонняя гладь, тамбур, простой односторонний крест), плетение на коклюшках.
Томск. Начало XX в.

ТОКМ 9671_1.jpg Посмотреть фото ТОКМ 9671_1.jpg