Историческая справка. Андреева Е.А. Дом настоятеля Томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря на Архимандритской заимке (г. Северск Томской области). 2014

Место выпуска
2014 год
Текст статьи

Бывший загородный дом настоятеля (архимандрита) Томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря, расположенный ныне на территории воинской части № 3480, у устья речки Большой Киргизки, впадающей в Томь, является самым старым каменным зданием города Северска – единственным, построенным в XIX в., ценным и в определённом смысле уникальным памятником местной истории.
Здание одноэтажное, кирпичное, оштукатуренное, выкрашенное в настоящее время в жёлтый цвет, с четырёхскатной крышей, возведённое на каменном (?) фундаменте. Архитектурный декор заключается главным образом в рельефном фигурном обрамлении оконных ниш и узорном рельефном карнизе под свесом кровли. В доме, по описаниям, было три жилых комнаты, столовая, кухня и большая прихожая , крыша – деревянная . Окна в настоящее время замурованы , полы, которые первоначально, очевидно, были деревянными, вымощены бетонными плитами . Циркулирующая в местной старожильческой среде изустная легенда, нуждающаяся в проверке, утверждает, что некогда эта постройка была соединена подземным ходом с деревянной церковью во имя Покрова Пресвятой Богородицы , располагавшейся невдалеке и принадлежавшей также монастырю.
Время постройки загородного каменного дома настоятеля томского мужского монастыря доподлинно неизвестно. Судя по всему, она состоялась между 1883 г., когда в числе существующих на заимке монастырских строений этот дом ещё не значился (в отличие от возведённого ранее деревянного дома архимандрита) , и 1887 г., когда он упоминается в одном из источников . К 1890 году строение уже нуждалось в ремонте – в побелке и подновлении кровли .
Вообще в 1880-е гг. епархиальные власти начали вести в Томске активное церковное и гражданское строительство, в том числе из кирпича : корпус келий для монашествующей братии в Алексеевском монастыре, достройка Троицкого собора (архитектор В.В. Хабаров), колокольня (инженер М. Приоров) и Крестовоздвиженская, домовая, церковь при Архиерейском доме (архитектор П.П. Наранович) и др. Возникшие излишки сравнительно дорогого строительного материала могли быть использованы в небольшой загородной постройке.
Нельзя не заметить профессионализм проектировщика дома архимандрита, проявившийся, в частности, в том, что благодаря соотношению пропорций здания и акцентированных рельефных элементов его декора, скромная одноэтажная постройка приобрела нарядный и не вполне банальный вид. Можно предположить, что к возведению её приложил руку кто-либо из названных зодчих, например П.П. Наранович, один из строителей Томского университета, – молодой, талантливый и некорыстный архитектор, пользовавшийся популярностью среди видных томских застройщиков и не раз выполнявший заказы для нужд епархиального ведомства.
Загородный дом архимандрита Томского Алексеевского монастыря стал свидетелем и «участником» нескольких эпох в истории местности, на которой теперь располагается Северск, являясь связующим звеном между временем первоначального освоения русскими Притомья и появлением здесь города атомщиков.
Едва ли ещё какое-либо здание в Северске вобрало в себя такой насыщенный информативный пласт. В частности, оно является единственным сохранившимся с давних времён рукотворным репером местоположения комплекса построек так называемой Архимандритской заимки, имеющей непосредственное отношение к первоначальной истории русской колонизации околотомских земель.
Загородное землевладение Богородице-Алексеевского мужского монастыря сохранялось за ним на протяжении трёх столетий. Именно здесь в 1605 г. , через год после основания Томска, был устроен первый местный монастырь, известный под именем Усть-Киргизского. Набеги кочевников, ущерб монастырским постройкам от разливов рек, наконец, пожар, заставили в 1663 г. перенести монастырь на другое место – к устью Ушайки, на Юрточную гору вблизи Томского острога (ныне – ул. Крылова в Томске). Но земли, на которых располагалась некогда древняя монашеская обитель, вместе с покосами, лесом, рыбными ловлями оставались за томским монастырём даже после секуляризации церковных землевладений, произведённых в 1764 г. в правление Екатерины II, когда он лишился большей части ранее принадлежавших угодий. Следы былых земляных укреплений первого томского монастыря, защищавшие его от покушений кочевников, были различимы ещё в начале XX века. Невдалеке от былых сражений в 1908 г. был воздвигнут 4-метровый лиственничный крест в память погибших в боях первых насельников монастыря, чьи имена обнаружились в монастырских синодиках.
В конце XIX – начале XX в. монастырское загородное землевладение, известное под именем Архимандритской заимки (Архимандритки, или Архиерейской , Монастырской заимки) представляло собой небольшой посёлок, окружённый довольно обширным монастырским землевладением. Процитируем современную историческую работу, основанную на архивных источниках: «Если бы можно было заглянуть в XIX – начало XX в., то перед нами предстал бы небольшой, но довольно компактный посёлок. На берегу Томи на месте сгоревшего ещё в 1656 г. монастырского храма возвышалась деревянная часовенка, главу которой венчал железный крест. Внутри православных встречали образа Спасителя и Пресвятой Богородицы. Направо от часовни на берегу Киргизки красовалась церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящённая одним из самых почитаемых в Томске настоятелей архимандритом Виктором Лебедевым в 1877 г. Рядом находился деревянный настоятельский дом с мезонином и балконом, резная из листового железа звезда на середине крыши играла на солнце разноцветными бликами. Позже был построен каменный одноэтажный настоятельский дом, икона Богородицы от бед страждущим хранила его обитателей. Кроме того, здесь размещалось 18 летних квартир для дачников, шесть зимних помещений. Амбар, погреб, баня, хлев для овец завершают картину деревянных построек. Сама монастырская дача была огорожена деревянным забором» . Здесь же простирались монастырский лес, сенокосы, пасека, участки, сдававшиеся в аренду зажиточным горожанам (в том числе владельцам винокуренного завода Вытновым, большого музыкального магазина Штоль) и др.
Всего монастырь в конце XIX – начале XX в. владел в этом месте: под постройками и огородами – 2 дес. 80 кв. саж., сенокосной и пахотной земли – 38 дес. 1300 кв. саж., «а во всей окружной меже – лесной, дровяной, бечёвнику, под кустарниками, под крутизною гор, берегов и песками под половиною реки Томи и большою речкою Киргизкою, под берегами и болотами состоит 795 десятин 566 кв. саж., а за исключением мест неудобных 684 дес. 800 кв. саж.».
Итак, более ста лет назад Архимандритка была, с одной стороны, хозяйственным монастырским комплексом, откуда поступали сено, дрова, овощи, мёд к столу братии и архиереев. С другой – дачной местностью, привлекавшей горожан и верховных томских предстоятелей для летнего пребывания и прогулок, олицетворяя собой одну из характерных черт городской культуры предреволюционной России. С третьей – центром притяжения окрестных крестьян, находивших здесь работу и отправлявших в храме свои религиозные нужды. Дом архимандрита являлся ядром заимки, её хозяйственного и духовного управления.
Масштабные исторические события советской эпохи затронули Архимандритку. Сначала была попытка представить ведущееся на ней монастырское хозяйство как социалистическое (впрочем, в некотором смысле, жизнь иноков была сродни идеалам социализма): на загородной заимке монастыря в 1920 гг. существовала артель «Труд и братство» – название равным образом близкое духу и христианства, и социализма. Она состояла из «монашествующих мужчин» монастыря (22 чел.) и «сохранила связь с последним, являясь по существу религиозной общиной», а имущество артели являлось собственностью обители.
Так утверждал документ, послуживший основанием для решения судьбы «Труда и братства»: поскольку «сожительство на б[ывшей] Архимандритской заимке советского хозяйства и указанной артели не допустимо в административно-хозяйственном отношении», и что тем самым нарушен декрет об отделении церкви от государства, артель была ликвидирована, всё её имущество, включая хозяйственные и жилые постройки (вкупе, разумеется, с бывшим архимандритским домом) были переданы находящемуся на территории той же заимки совхозу № 6, а всех трудоспособных членов артели «в порядке трудовой мобилизации», было приказано привлечь к работам в этом совхозе, зачислив их в разряд рабочих .
За церковью остался только храм и домик при нём для проживания священнослужителей, а сам бывший монастырский посёлок приобрёл функции одного из элементов предприятия нового типа, сохраняя, тем не менее, характер небольшого населённого пункта: в 1926 г. здесь проживало – 26 чел., из них – 24 рабочих, а двое, по мнению исследователей, относились к духовенству .
В 1933 г. бывшие загородные земли томского монастыря у р. Киргизки (300 га) были отведены постановлением президиума Томского горсовета РК и КД от 31 июля под строительство трудкоммуны ОГПУ . В лесу, недалеко от Архимандритской заимки, был заложен будущий посёлок Чекист, – возведены бараки для беспризорников, несовершеннолетних правонарушителей (таковых в разное время было от 1 до почти 3 тыс. чел. ), призванных пройти трудовую «перековку». С этого времени на протяжении почти двух десятилетий заимка и её сооружения в той или иной мере оказались связаны с исправительно-трудовыми учреждениями ОГПУ-НКВД, разместившимися в посёлке Чекист.
В 1930-е гг. заимка находилась в зоне притяжения ИТК и повседневной жизни её воспитанников, регулярно посещавших Архимандритку . Эта близость, по свидетельствам современников, оказалась роковой для бывшей загородной монастырской церкви, – она сгорела под Рождество 1937 г., якобы подожжённая колонистами.
Позже, в годы Великой Отечественной войны, когда в Чекисте действовал оборонный завод НКВД и в послевоенное время, когда его место занял созданный ИТК под литерой «А» для размещения осуждённых изменников родины, на Архимандритской заимке селились служащие и вольнонаёмные работники этих учреждений .
В 1949 г. решение об организации под Томском промышленного атомного производства также не обошло стороной бывшее монастырское место: сооружения Архимандритки (также как п. Чекист, д. Белобородово и др.) были переданы на баланс Управления строительства для размещения прибывающих новосёлов и послужили опорной базой для созидания нового города на томской земле – Северска .
Таким образом, бывший загородный дом настоятеля Томского Богородице-Алексеевского монастыря, находящийся ныне на территории воинской части г. Северска, является его единственной каменной дореволюционной постройкой, самым старым кирпичным зданием в г. Северске, образцом церковно-светской архитектуры конца XIX в., редким образчиком кирпичной дачной жилой постройки в Сибири указанного времени, сохранившимся до наших дней, связан с серией важных исторических событий на территории г. Северска.
На основании вышеизложенного зданию бывшей загородной резиденции настоятелей Томского мужского монастыря, (постройка 1880-х гг.) предлагается присвоить статус историко-культурного памятника местного значения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Адресно-справочная книжка "Весь Томск" на 1911-1912 гг. - Томск : Чавыкин, Б. г. - 332 с. – URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000246200
Андрейчикова Ю. До атомной эры…// Томская неделя. – 2001. – 25 окт. – С. 26.
Березовская С. Из тьмы веков // Выходной. – 1999. – 20 нояб. – С. 5.
Березовская С.В. Из истории Алексеевского мужского монастыря. Архимандритская заимка // Северск. История и современность : сб. ст. /под ред. Л.М. Плетневой, П.Е. Бардиной, И.М. Рудой. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994. – С. 82-91.
Березовская С.В. Усть-Киргизский монастырь // Неизвестный Северск /под ред. В.П. Зиновьева, И.М. Рудой, В.О. Эльблауса. – Томск: Изд-во ТГУ, 1996. – С. 5-22.
Виктор, архимандрит. Описание Томского Богородицкого Алексеевского 3-го класса мужского монастыря. – [Томск, 1887]. – 15 с.
Дагаев И. Дачные места в окрестностях Томска // Город Томск. – Томск : Изд-во Т-ва печатного дела, 1912. – С. 320.
Дульнев Е., Иртышский Б., Корнев В., Атаман Пузырь. – Томск : Томское кн. Изд-во, 1960. – Изд. 3-е доп. – 105 с.
Залесов В.Г. Архитекторы Томска (XIX – начало XX века). – Томск: Изд-во Томского гос. архит.-строит. ун-та, 2004. – 170 с.
Зиновьев В. История Северска. – Томск: Книж. изд-во,1999. – 257 с.
Зиновьев В. Неизвестный Северск. – Томск: Книж. изд-во,1996. – 243 с.
История в лицах // Диалог. – 2002. – 18 янв. – С.4.
История Северска / отв. ред. В.П. Зиновьев. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. – 258 с.
История Северска: очерки : научно-популярное издание / ред. : В.П. Зиновьев, Е.А. Хованская, С.В. Березовская. – Северск, 2009. – 380 с.
М. М. Краткие биографические сведения о покойном о. архимандрите Викторе, бывшем настоятеле Томского Алексеевского монастыря // Томские епархиальные ведомости. – 1890 г. – № 6, 15 марта. – Ч. Неофициальная. – С. 12-21.
Новокшонов С. Забытый погост // Томский вестник. – 2001. – 13 июля. – С. 3, 4.
Новокшонов С. Монашеская келья стратегического назначения // Диалог. – 2005. – 10 марта. – С. 20.
Новокшонов С. Самый старинный дом // Диалог. URL : http://dialog-sev.ru/news/22540/ (дата обращения 3 авг. 2014 г.).
Постановление губревкома о ликвидации артели «Труд и братство». 20 августа 1920 г. // Из истории земли Томской. 1917-1921. Народ и власть: сб. док. и матер. – Томск, 1997. – С. 103-104.
По реке времени. Путеводитель по экспозиции [Северского музея]. Томск: Ветер. 2004. – 84 с.
Путеводитель по г. Томску и его окрестностям / сост. Н. С. Чирков. – Томск : Печатня Яковлева. Томское отделение, 1908. – URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000057859.
Список церквей, молитвенных домов и других строений духовного ведомства, подлежащих с 1911 года взаимному страхованию от огня, по благочинию монастырей г. Томска Томской епархии // ГАТО. – Ф. 170. – Оп. 2. – Д 3223. – Л. 70-70 об.
Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год с дополнениями и изменениями в личном составе священно-церковно-служителей по 1-е марта 1911 г. / протоиерей А. Т. Горизонтов. – Томск : Тип. приюта и дома трудолюбия, 1911. - 810, XX с. – URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/2012/000414156/000414156.djvu.
Справочная книга по Томской епархии за 1909-1910 год / сост. Протоиерей А.Т. Горизонтов. – Томск : Тип. приюта и дома трудолюбия, 1911 г. – 810 с.
Справочная книга по Томской епархии. 1914 г. январь-март / Сост. В. А. Карташев. - Томск : Печатня С. П. Яковлева, 1914. - VIII, 594, 25, XXI с. URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/2011/000187092/000187092.djvu.
Справочная книга по Томской епархии. 1914 г. январь-март / Сост. В. А. Карташев. - Томск : Печатня С. П. Яковлева, 1914. – 594 с.
Стойлов Э. Богородице-Алексеевский мужской монастырь. Ниточка, ведущая через три века // Красное знамя. – 1999. – 14 сент. – С. 4.
Студенникова Ю. Святыни томских храмов // Новое время. – 2005. – 6 янв. – С. 16.

 

 с.н.с. Томского обл. краеведческого музея им. М.Б. Шатилова, Андреева Е.А. 2014 г.

Скачать Дом настоятеля.pdf