Освоение Причулымских земель началось с основания в 1604 году Томского острога. Коренное население было потеснено, получив взамен покровительство русского царя, а Россия получила возможность расширить свои границы за счёт Сибири. Поначалу русские казаки с целью обороны чулымцев и взимания с них оброка лишь объезжали в летнее время томские окрестности, или служили годовальщиками в пограничном острожке. Но плохое обеспечение хлебом, провизией вызвало у некоторых предприимчивых казаков и служилых желание совместить охрану границ уезда с земледельческим занятием. Поэтому первыми русскими поселениями на будущих асиновских просторах стали заимки казаков и служилых людей Дороховых, Ворониных, Жировых и Кусковых. Обрастая постепенно натуральным хозяйством, заимки стали первыми постоянными поселениями русских в Причулымье.
Плановое заселение Сибири было разработано только в начале XIX века: проведено "освидетельствование" и межевание земель, нарезаны десятины земли близ деревни Кусковой и на заимочной пашне Ворониных. Реформаторы сознательно планировали заселение крупных селений. Таким образом, возникли большие деревни Новая Кускова, ставшая селом Ново-Кусковским, и Вороно-Пашня.
В дореволюционные времена церкви ставились не только для вознесения молитв и совершения таинств крещения, венчания или исповеди. Церкви были и бюро загс, и отделом статистики – они вносили сведения в метрические книги о датах рождения, бракосочетания, смерти православных, подсчитывали естественное движение населения с разбивкой по возрасту, указывали причины смертей, благодаря которым можно отследить эпидемические заболевания, и так далее.
В книгах показано и сословное деление общества XIX века: мещанин, государственный крестьянин, крестьянин из ссыльных, солдатская вдова, мещанская жена, потомственный почётный гражданин и т.д.
Первую церковь переселенцы возвели в 1859 году в Вороно-Пашне. Статус деревни сразу повысился до села. Назвали церковь во имя Архистратига Божия Михаила. В Асиновском архиве сохранились метрические книги Михайло-Архангельской церкви с 1866 года. Это позволяет нам узнать, что прихожанами церкви были жители села Вороно-Пашня, деревень Мало-Жирово и Феоктистовка. Служили в церкви священник Николай Моломин и пономарь Трефилий Перевозчиков. Согласно "Справочной книге по Томской епархии" за 1914 год приход церкви к отчётному году увеличился за счёт посёлков Ново-Троицкий, Новиковский, Соколинский, Ново-Покровский, Кайнары, Желанный. Кстати, Желанный через некоторое время переименовали в село Ягодное.
В той же "Справочной книге" записано, что в 1909 году в деревне Мало-Жирово была построена приписная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. У нас же в архиве книги отложились за более ранний период – с 1890 г. В книгах велись только записи о рождении и крещении.
В селе Ново-Кусковском церковь во имя Казанской иконы Божией Матери построили в 1862 году. Служили в церкви священник Стефан Гурьев, исправлял должность дьяка Андрей Добромыслов. В церковь приходили жители села Ново-Кусково, деревень Кусковой (позднее Старо-Кусково) и Митрофановки. В 1896 году к ним присоединились жители посёлка Ксеньевский, а митрофановцы отстроили в начале следующего века собственную церковь.
Две церкви – Михайло-Архангельская и Богородице-Казанская, обслуживали территорию Новокусковской волости практически до конца XIX века. Не только жители окрестных деревень приобщались святых тайн, в метрических книгах записаны и приезжие дворяне, и томские мещане, казаки, переселенцы, и даже инородцы, принявшие православие. Для детей священников или других служащих церкви в восприемники или поручители приглашались коллеги из других приходов или епархий.
Церкви в Причулымье строились деревянные, однопрестольные. Под пахоту и сенокосы им нарезали лесные и земельные наделы. При некоторых церквях открывали церковно-приходские школы.
Появлялись новые поселения – возводились новые церкви. В селе Казанском церковь во имя зачатия Святой Анны поставили в 1899 году. Сюда шли жители села Казанского, засёлков Ивано-Богословского, Чесноковского, Челбаковского, Сухореченского, Березовского и других. Согласно сохранившей метрической книге за 1902 год на священническом месте служил Стефан Смыльский.
Самым большим приходом со временем стал Митрофановский. Церковь, построенная в 1905 году, носила имя Святого Митрофания Воронежского Чудотворца. В "Справочной книге по Томской епархии" за 1914 год сообщается, что прихожан в ней насчитывалось обоих полов 4507 душ. Приход составляли село Митрофановское, посёлки Новониколаевский, Михайловка, Караколь, Дудкин, Ильинский, Минаевский, ещё почти десяток посёлков и хутор Аникино, давший по неуточнённым сведениям начало селу Филимоновка. Кроме того, в ней "помазанием святым миро присоединяли к православной греко-российской церкви" крестьян, состоявших в "старообрядчестве стариковского согласия". Из метрической книги 1909 года мы узнали, что рукоположен в священники Митрофановской церкви был Николай Чемоданов, ему помогал церковник Андрей Остащенко.
Интересна история Больше-Дороховской церкви, построенной в 1893 году и названной во имя Святого Пророка Илии. До октября 1913 года церковь относилась к благочинию Мариинского уезда, а затем, вероятно, произошла реорганизация округов епархии, изменились номера благочиний, в результате чего Пророко-Ильинская церковь вошла в состав церквей Новокусковской волости. Приход составили село Больше-Дорохово, деревни Воронино-Яя, Феоктистова и Тихомирова. На священническом месте был рукоположен иеромонах Авраам.
Начиная с 1911 года, жители Новониколаевки обращались в переселенческое управление с просьбой о постройке церкви и церковно-приходской школы. Решение вопроса затянулось на несколько лет, и хотя необходимая денежная ссуда была получена лишь в 1914 году, здание церкви все же было построено. Разразившаяся первая мировая война, а затем революция 1917 года помешали официальному утверждению церковного причта в посёлке Новониколаевском. Возможно, службы в церкви велись, но приезжими священниками из ближайших церквей. Каких-либо документов о деятельности этой церкви в архивах нет.
Для людей, интересующихся историей города, историей своего рода, метрические книги церквей являются большим достоянием. Несмотря на однообразие сведений, вписанных в книги, они, тем не менее, дают нам огромную информацию. Например, для уточнения года основания города Асино, или, вернее, для привязки к определённой дате, воспользовались сведениями метрической книги Богородице-Казанской церкви села Ново-Кусково о рождении на новом месте жительства первого ребёнка у переселенцев Верёвкиных. Люди любознательные помнят, что первым названием нашего города было засёлок Верёвки.
Из метрических книг 1894 года мы узнали, что раньше Новокусковская волость входила в состав Ишимской волости, а с середины 1894 стала самостоятельной единицей. В первых церковных книгах указывались губернии, к которым были приписаны пришлые крестьяне. В первые месяцы пребывания в Сибири они ещё не считались жителями местных поселений.
Собирая сведения о первом враче переселенческого пункта Лампсакове Николае Александровиче, основавшем в 1903 году первую больницу в Новокусковской волости, из церковной книги мы узнали, что Лампсаков был потомственным Почётным гражданином. Венчался он с дочерью Ташкентского коллежского асессора Архангельской Еленой Дмитриевной. Узнали, что в семье воспитывался приёмный сын, ставший в дальнейшем ветераном 370-й стрелковой дивизии, сформированной в городе Асино.
Интересными считаем генеалогические исследования. Благодаря одному из них нам удалось установить принадлежность родственников заявителя к римско-католической конфессии, что позволило им подтвердить польские корни рода.
Мне остаётся добавить, что церкви, о которых было рассказано, в настоящее время не существуют. Но ценой невероятных усилий в 70-х годах прошлого столетия была построена церковь в Асино, а новое тысячелетие ознаменовано возведением церквей в селах Ново-Кусково и Новониколаевка. А это значит, что история продолжается.
(Статья составлена по фонду № 133 "Метрические книги церквей Новокусковской волости", (в феврале 2014 переданы в ГАТО), материалам краеведческого музея, "Справочной книге по Томской епархии за 1914 год", находится в ГАТО)
Ведущий специалист Асиновского муниципального архива Т.А. Дмитриева
Скачать ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ХРАМОВ ПРИЧУЛЫМЬЯ_о.docx